Энергообеспечение – один из ключевых аспектов бурения, как разведочного, так и эксплуатационного. Повышенное внимание специалистов к вопросам «питания» буровых связано, в том числе, и с тем, что установки имеют некоторые особенности, выделяющие их среди стандартных потребителей энергии.
«Электродвигатель работает на потребление, но в определенные промежутки времени он начинает функционировать в режиме генератора», – пояснил генеральный директор «НГ-Энерго» Андрей Рудской журналистам во время проведения презентации энергокомплекса. «На Западе, в США и Западной Европе, запрещено подключать буровые установки в сеть», – отметил он.
Прогнозировать в цифрах потребности рынка не только в энергокомплексах, но и в буровых установках, достаточно сложно, и это не берется навскидку сделать также и первый вице-президент «Уралмаш-ВНИИБТ» Юрий Карпов. В советское время, как отмечает Рудской, «только «Уралмаш» поставлял в год 365 установок (практически, одна буровая в день!)», в то время эти объемы направлялись, в основном, на освоение Западной Сибири. Сегодня нефтегазовое машиностроение не справляется с удовлетворением потребности российского рынка в обновлении изношенного парка буровых и, одновременно, в создании установок, которые потребуются для освоения новых регионов, таких как Восточная Сибирь. Спрос намного превышает предложение.
Тем не менее, с известной долей точности можно говорить о ближайших планах компаний. «В этом году мы планируем поставить 67 буровых установок на российский рынок в рамках тендеров», – говорит Карпов. «На сегодняшний день наш объем – около 200 МВТ-ников в год. В будущем мы планируем это количество до 400 довести, – делится планами Рудской. – Кроме «Газпрома» («Бургаза»), наши крупные партнеры – «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз»; с этими компаниями на сегодняшний день вырабатываются совместные решения».
Отличительной особенностью комплекса является то, что он подходит как для новых, так и для предыдущих моделей буровых установок отечественного производства, чем обеспечивается его универсальность. Что касается испытываемого комплекса, в нем, как отметил Рудской, «реализованы все требования буровой БУ 4200У, которая будет поставлена на Бованенковское месторождение на Ямале». О суровых условиях предполагаемой эксплуатации Рудской знает не понаслышке. Тридцатилетний генеральный директор динамично развивающейся компании «НГ-Энерго», основанной в 2004 году, вырос в Сургуте. Он хорошо представляет, легко ли работать в условиях, когда температура понижается до -52°С. Поэтому комплекс, предназначенный для эксплуатации в суровых условиях российского Севера, закрыт «оболочкой» из стали, способной выдерживать 60-градусный мороз и снабжен жалюзи, спроектированными, исходя из условий снеговой и ветровой нагрузки.
В мире существует несколько производителей буровых установок, в нашей стране их производят не более трех предприятий. Каждая из буровых машин имеет свои особенности в части характеристик установленных двигателей, систем управления и режимов работы. На работу таких установок могут влиять и локальные энергоисточники, любые токовые колебания в которых будут сказываться в конечном счете на эффективности работы буровой машины. Нужно было найти способ минимизировать все технологические риски и создать для бурения новую электрическую станцию – универсальную.
Юрий Карпов, первый вице-президент ООО «Уралмаш Буровое оборудование» (Группа компаний ИНТЕГРА):
- Мы познакомились с компанией «НГ-Энерго» когда получили заказ от Газпрома на изготовление 11-ти буровых машин. Они выиграли у нас тендер. И, на мой взгляд, Cummins обладает наиболее высокими характеристиками: и в отношении сборки дизеля, и по проведению испытаний. Я лично посещал головной завод Cummins в Англии, где производится основной дизель-генератор, и наблюдал за тем, как это выполняется. Как выбирается клиент на тендере? По характеристикам «качество-цена-сроки». Кроме продукции «НГ-Энерго» были представлены также установки Caterpillar, но они оказались не столь выигрышными по цене и срокам поставок. Стоит учесть, что многие ведущие производители такого оборудования сейчас чрезвычайно загружены заказами от нефтегазовой отрасли – сегодня спрос превышает предложение. По нашим подсчетам, в этом году на рынок будет «выброшено» порядка 67 буровых установок – это много, но российским заводам (как известно, в нашей стране их только два – «Уралмаш-буровое оборудование» и «Волгоградский завод буровой техники») такое количество не осилить.
В рамках данного проекта компания «НГ-Энерго» готовит дизель-генераторные комплексы для 11-ти буровых установок, две из которых пойдут в Новый Уренгой, и они уже отгружены заказчику, девять – на Ямал, самую северную точку, где сейчас производятся буровые работы. Уверен, что «НГ-Энерго» – надежный партнер, и в перспективе объем заказов в его портфеле будет только увеличиваться.