Как известно, профессиональный праздник энергетиков не случайно выпал на 22 декабря. Именно в этот день в 1920 году был подписан исторический план ГОЭЛРО – программа развития энергетической отрасли. Дату принятия документа большевики тоже выбрали не просто так – она совпала с днем, когда отмечали годовщину работы первых петербургских электростанций. Они были построены по проектам Генриха Графтио, который впоследствии стал одним из авторов ГОЭЛРО. Правда, мало кому известно, что запуск петербургских электростанций был “подарком” инженера ко дню рождения его супруги. Так уж повелось в этой семье, что год от года 22 декабря госпожа Графтио получала в день рождения драгоценную безделушку и… новую электростанцию. Действительно, что может быть прекраснее, чем посвятить любимой дело всей жизни? Так что сначала была любовь, а уже потом – план ГОЭЛРО, “лампочка Ильича”. Вождь мирового пролетариата буквально влюбился в идею электрификации, как краеугольного камня восстановления разрушенного войнами и революциями хозяйства страны. Спустя десятилетие именно развитая энергетика обеспечила успех индустриализации СССР.
Вообще судьба этой отрасли всегда была тесно переплетена с судьбой страны. Во время войны электроэнергетика, так же как и все народное хозяйство, работала по принципу “Все для фронта – все для победы!”. Есть в ее истории немало и боевых страниц. В битве за Берлин было задействовано несколько сот зенитных прожекторов. Они светили в спину наступающим советским войскам и ослепляли противника. Однако мало кто знает, что электроэнергией эти гигантские фонари снабжали электростанции, установленные на… железнодорожных платформах. На берега Рейна энергопоезда пришли буквально на плечах действующей армии от Москвы, Ленинграда и Сталинграда, на своем пути снабжая электричеством восстанавливаемые промышленные предприятия.
Справка
В 1906 году под руководством Генриха Графтио в Петербурге возводится центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, прокладывается более 100 километров линий электрических контактных проводов, строится пять электроподстанций, возводится три вагонных парка и оборудуются более 100 моторных трамвайных вагонов. В целях решения проблемы бесперебойного энергообеспечения промышленности и коммунально-транспортных служб Петербурга Графтио предпринимает несколько комплексных экспедиций по изучению рек Невы, Волхова, Свири, Малой Иматры, Вуоксы. В 1920 году по предложению Г. М. Кржижановского талантливого энергетика ввели в руководящий состав Комиссии ГОЭЛРО. Им были подготовлены два крупных раздела плана “Электрификация и транспорт” и “Электрификация Кавказского района”. После завершения работы Комиссии Графтио возвратился к своему главному детищу – Волховской ГЭС. Начиная с 1907 года, и до конца жизни он преподавал в Петербургском электротехническом институте.
В 1919 году председателем Главного управления электрической промышленности всей страны был назначен Глеб Максимилианович Кржижановский. Для разработки легендарного плана ГОЭЛРО стараниями Кржижановского из тюрем и лагерей были возвращены многие ученые. Это была первая в истории человечества программа развития народного хозяйства на базе электрификации, рассчитанная на 10-15 лет. Прежде всего, она предполагала восстановлению и реконструкцию довоенной энергетики, а затем уже строительство тридцати новых электростанций, спроектированных с учетом местных видов топлива, чтобы энергия была максимально дешевой. Уже к 1931 году все намеченные показатели перевыполнили в полтора раза, а в 1935-м – открыли сороковую электростанцию вместо планируемых тридцати.